Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)  Научный полк МАДИ: военный выпуск мостовиков

Научный полк МАДИ: военный выпуск мостовиков

Когда началась Великая Отечественная, Глеб Курлянд был студентом 4 курса специальности «мосты» первого выпуска Московского автомобильно-дорожного института. Он встретил войну в 4 часа утра 22 июня 1941 года, находясь вместе со своими однокурсниками на производственной практике. Мадийцы работали на строительстве военного аэродрома недалеко от западной границы страны, вблизи г. Белосток.

Тем страшным летним утром фашистская авиация обстреляла из пулеметов людей на строящемся объекте и разбомбила стоящие на земле самолеты. После бомбежки, по приказу руководителя практики, все практиканты были срочно отправлены в тыл. Спустя полторы недели, с большим трудом они добрались до Москвы, а затем вместе с МАДИ уехали завершать обучение в эвакуацию – в Среднюю Азию, под Ташкент. Спустя год ребята получили дипломы инженеров-мостовиков без защиты дипломных проектов и ушли на фронт в воинском звании инженеров-лейтенантов.

Глеб Курлянд и его однокашники – Алексей Иванов, Ростислав Благоразумов, Константин Шевцов, Алексей Поспелов и другие – строили стратегически важные переправы. Они принимали активное участие в возведении мостов через Днепр в Днепропетровске и Киеве, через Вислу в Польше, через реку Одер вблизи Берлина в апреле 1945-го. Мадийцы служили в составе 4-го Главного Военно-дорожного управления Красной Армии, о боевых заслугах которого сохранилось множество документов и свидетельств очевидцев.

Особое значение для наших войск имел мост через Одер близ Франкфурта-на-Одере. Командование требовало возведения моста в кратчайшие сроки, поскольку на другом берегу уже имелся плацдарм. Сначала решили строить мост на старых опорах. Но от этой идеи, к счастью, отказались – опоры оказались заминированы и вскоре взлетели на воздух. Пришлось возводить мост заново.

Фашисты всячески препятствовали строительству. Мадийцы постоянно подвергались ударам вражеской авиации. На них было испытано новое оружие нацистов – управляемые реактивные снаряды. Построенные конструкции постоянно разрушались до тех пор, пока на противоположном берегу не был обнаружен немец-корректировщик. Только после этого мост удалось достроить.

По окончании наступательной операции Красной армии и прорыва наших войск на Зееловских высотах мостовые подразделения были брошены в Берлин, на разбор завалов – город был полностью разрушен ударами союзной авиации. Поэтому День Победы мадийцы встретили в столице побежденной фашистской Германии. Но и после окончания военных действий они продолжили работу в Берлине по демонтажу военных предприятий, в частности, завода авиационных пулеметов.

Уровень знаний и подготовка, полученные в МАДИ, позволили выпускникам внести огромный вклад в Великую Победу и развитие Отечества в послевоенные годы. Доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники, профессор Алексей Дмитриевич Поспелов много лет отдал работе в Михайловской военно-артиллерийской академии, а затем работал на кафедре теоретической механики МАДИ. Подполковник Ростислав Владимирович Благоразумов многие годы отдал работе на военной кафедре МАДИ. Глеб Алексеевич Курлянд служил на руководящих должностях в Главмосинжстрое. К.К. Шевцов стал автором многих учебников по строительству и охране окружающей среды, а А.С. Иванов строил Останкинскую телебашню в Москве.

Военные инженеры-мостовики награждены многими орденами и медалями, а память об их ратном подвиге и труде на благо Отчизны навсегда останется в наших сердцах.