Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)  Андрей Келлер: «Наша цель – устойчивое развитие»

Андрей Келлер: «Наша цель – устойчивое развитие»

– В декабре МАДИ исполнилось 90 лет. Давайте еще раз подведем итоги: с какими достижениями наш университет подошел к этой дате?

Действительно, для всего нашего коллектива 90-летие МАДИ стало не просто значимой датой в календаре и большим праздником. Прежде всего, мы ставили перед собой задачу подвести промежуточные итоги пройденного пути. И они получились солидными. За почти век своего существования МАДИ прошел немалый путь, завоевав уважение и безупречную репутацию в профессиональной среде.

На всех этапах своего развития университет решал задачи, которые ставила перед ним страна. В 30-е годы МАДИ был вовлечен в индустриализацию, обеспечивая создание разветвленной дорожной сети, внедрение и широкое распространение автомобильного транспорта.

В годы Великой Отечественной войны вуз осуществлял транспортное обеспечение боевых действий. Наши преподаватели и выпускники возводили мосты и переправы, поддерживали «Дорогу жизни» в Ленинград, занимались восстановлением разрушенных дорог при движении войск на запад. В послевоенные годы выпускники МАДИ участвовали в восстановлении народного хозяйства, возводили и запускали автомобильные гиганты – Камский автозавод, Волжский автозавод и многие другие.

Параллельно продолжалось развитие сетей автодорог. Ветераны университета могут подтвердить, что ни одна крупная дорога страны в послевоенные годы не была построена без участия МАДИ.

И сегодня можно с уверенностью говорить о том, что университет формирует у студентов все компетенции, необходимые для решения актуальных задач автомобильно-дорожной отрасли России. МАДИ давно стал одним из отечественных лидеров по созданию беспилотных автомобилей, центром разработки и внедрения инновационных систем диспетчеризации пассажирского транспорта. Они, кстати, уже успешно работают более чем в 60 субъектах РФ.

Кроме того, наш университет известен как ведущий экспертный центр в области дорожно-строительных материалов.

Изыскание, проектирование, строительство дорог, мостов и тоннелей – это задачи, которые ежедневно решают специалисты вуза. Как вы знаете, коллеги, все амбициозные автодорожные проекты последнего десятилетия – такие, как, к примеру, Крымский мост – создавались при непосредственном участии конструкторов и технологов МАДИ.

К настоящему времени у нас в вузе сформировался сильный Центр инженерного образования. Молодые конструкторы Центра успешно участвуют в международных соревнованиях «Формула - Студент», «Формула - Баха», создают авторские автомобили, мотоциклы и другие транспортные средства.

А еще наша с вами гордость – уникальная школа инженерной педагогики, которая готовит профессионалов инженерного образования, способных творчески работать с юными талантами, выстраивать современные образовательные треки и, в итоге, готовить специалистов будущего.

– Какие глобальные цели сегодня стоят перед университетом?

МАДИ всегда шел в ногу со временем, порой даже опережая запросы отечественной автомобильно-дорожной отрасли, и многого уже достиг. Но мы живем в уникальное время – в эпоху смены технологических укладов и цивилизационных парадигм. И поэтому еще больше амбициозных задач университету предстоит решить.

Хочу отметить, что большая часть стратегических целей, которые стоят сегодня перед нашим коллективом, напрямую связана с глобальными целями устойчивого развития. Это, прежде всего, сохранение климата и обеспечение благоприятной экологической обстановки. Тесно взаимосвязано с данной темой обеспечение безопасности человека, причем в самом широком понимании. Это и безопасность водителей на дороге, и безопасность пассажиров в салонах транспортного средства, и, конечно, безопасность пешеходов на улицах. Аспектов для изучения и практического воплощения здесь множество, и все они имеют исключительную социальную значимость.

Наконец, еще две важные задачи – создание и управление межрегиональными, межстрановыми транспортными коридорами, и обеспечение прослеживаемости и цифровой управляемости транспортно-логистических потоков.

Перед специалистами МАДИ сейчас стоит задача в рамках реализации национальных проектов «Наука и образование», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» разработать научные подходы и спроектировать сеть автомагистралей принципиально нового поколения. Их фундаментом станут интеллектуальные системы управления дорогами, необходимые для обеспечения максимальной пропускной способности при соблюдении требований безопасности, экологичности и, что не менее важно, комфортности перевозок.

Все это – наша с вами общая большая работа, которая требует цифровизации всего жизненного цикла автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: цифрового проектирования, моделирования, производства, эксплуатации и поддержания в работоспособном состоянии, диагностики, прогнозирования остаточного ресурса и т.д.

– Каких результатов университету уже удалось достичь?

МАДИ уже сейчас является одним из лидеров в создании беспилотных транспортных средств. Наши автономные машины успешно участвуют во всех соревнованиях беспилотников. Как вы знаете, из пяти финалистов соревнований «Зимний город» в 2019 году два автомобиля были созданы при непосредственном участии специалистов нашего университета, при этом одна машина вышла на старт под брендом МАДИ.

В условиях коронавируса беспилотный автомобиль, созданный на кафедре «Организация и безопасность движения», успешно работает на территории городской клинической больницы №1 имени Н.И. Пирогова. Он перевозит биоматериалы из лечебных корпусов в лабораторию. Машина выполняет роль автокурьера и помогает персоналу экономить время, затрачиваемое на транспортировку грузов, а также сокращает количество нежелательных контактов между людьми, что особенно важно в пандемию. Медработники уверены: у беспилотника большие перспективы, которые не ограничатся перевозкой грузов.

Системы диспетчеризации перевозок, созданные специалистами кафедры «Транспортная телематика», успешно внедрены во многих субъектах РФ. Разработки в области строительных материалов используются большинством предприятий дорожно-строительной отрасли. Разработанные методы, технологии и средства диагностики технического состояния дорог ежедневно применяются для оценки качества покрытия дорог Москвы и прогнозирования сроков и состава ремонтных работ.

Специалисты МАДИ – признанные эксперты в области мониторинга технического состояния мостовых сооружений. Они участвовали в исследовании и оценке состояния более 700 мостов на территории Москвы, России и стран СССР. Среди них – такие уникальные мостовые сооружения, как Бородинский, Строгинский и Нагатинский мосты через Москву-реку, Рижская и Русаковская эстакады в Москве, мостовые сооружения в Череповце, Нижнем Новгороде, Уральске, мосты через Волгу в Костроме и Саратове, через Десну в Брянске, мост через Аму- Дарью. Специалисты МАДИ проводили испытания моста «Багратион» в Москва-Сити, моста «Живописный», мостов ТТК, эстакады к взлетно-посадочной полосе в аэропорту Шереметьево, «Замоскворецкого» моста и многих других объектов. Практически все автомобильные тоннели Москвы также спроектированы при участии выпускников и ученых нашего университета.

Одним из ведущих исследовательских экспертных центров России в области транспортной логистики является НОЦ МАДИ «Инновационные технологии в логистике». Большие достижения есть у нас в области совершенствования эксплуатации автомобильной и дорожной техники, проведения сертификационных испытаний, создания гибридных и электрических машин. Все это – лишь небольшой перечень того, что уже сделано и является фундаментом для дальнейшего развития университета.

Не могу не добавить, что подобный результат объективно усиливается поистине уникальными возможностями, которые созданы в настоящее время для российских технических университетов. Они позволяют поддерживать молодые таланты стипендиями, премиями и грантами, вести инновационные исследования для реального сектора экономики, участвовать в федеральных целевых программах. Наш университет будет и впредь стараться в полной мере использовать эти возможности на благо своего дальнейшего развития.

– Что дает университету международное сотрудничество?

Начну с того, что в этой области у университета есть много достижений. Достаточно сказать, что в данный момент в наших стенах учатся граждане стран Северной и Южной Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, СНГ, арабского Востока. Традиционно наши выпускники, возвращаясь на родину с дипломом МАДИ, становятся крупными специалистами, занимают серьезные посты в государственных и бизнес- структурах своих стран.

Как вы знаете, МАДИ активно взаимодействует с научно-образовательными и производственными организациями более чем 80 стран мира, успешно работает как базовый вуз стран СНГ в области автомобильно-дорожного образования. МАДИ решает задачи как кадрового обеспечения, так и научно-методического сопровождения транспортно-дорожных комплексов этих стран, пользуясь авторитетом у зарубежных коллег.

Университет является базовой организацией Международной ассоциации автомобильно-дорожного образования. На базе МАДИ действует международное отделение инженерной педагогики, объединяющее ведущие европейские и российские университеты в решении проблем обеспечения качественной подготовки научно-педагогических кадров для высшего технического образования.

Конечно, такая «включенность» вуза в международную исследовательскую повестку дает уникальную возможность симметричного трансфера компетенций. Это, в свою очередь, не только укрепляет международный авторитет и конкурентоспособность МАДИ, но и позволяет транслировать новые компетенции в учебный процесс, осуществлять на их базе инновационные разработки. Поэтому мы и дальше будем усиливать, развивать международные проекты МАДИ, постепенно, шаг за шагом, формировать глобальную конкурентоспособность университета на международном научно-образовательном рынке.

– Как развиваются научные школы? Какие меры нам надо предпринять, чтобы еще больше вовлекать студентов в науку?

С моей точки зрения, сильная научная школа – это, если можно так выразиться, «вершина творения» вузовской академической науки. Ценнейший капитал любого университета, который невозможно создать одними управленческими усилиями. Он нарабатывается десятилетиями, кропотливой работой над формированием научного коллектива, над определением оптимального вектора исследований, над отшлифовкой научных парадигм. Каждый ученый знает, насколько это сложный, длительный и авторский процесс.

Тем более отрадно, что в МАДИ за десятилетия сложились и успешно действуют поистине уникальные научные школы. Они есть практически на каждой кафедре, и охватывают все ключевые аспекты развития автомобильно-дорожной сферы.

Хочу отметить, что формирование научных школ неразрывно связано с работой с молодыми исследователями, выращиванием будущих ученых и конструкторов с первых курсов университета. Такой работой, как вы знаете, занимается Центр инженерного образования МАДИ, но не только он. Не так давно мы начали процесс включения студентов в состав сквозных проектных команд. Команды будут формироваться из преподавателей и студентов разных направлений – конструкторов, технологов, испытателей, эксплуатационников, маркетологов, экономистов. Работая в команде, все они получат компетенции, связанные с решением комплексных инженерных задач. На выходе мы будем иметь реальные разработки и настоящее практико-ориентированное обучение.

Наконец, совсем недавно университет выиграл конкурс и приступил к созданию Центра автомобильно-дорожного инжиниринга. Его основной специализацией станут разработка цифровых интеллектуальных технологий для строительно-дорожного комплекса, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, а также проектирование уникальных транспортных объектов и систем, в том числе, для Арктики. Инжиниринговый центр также будет привлекать к исследованиям и разработкам студенческие научные группы.

Все это, я уверен, обеспечит широкое вовлечение молодежи в научные исследования и разработки, а также преемственность в подготовке интеллектуальной элиты для автомобильно-дорожного комплекса страны.