Выдающиеся ученые и изобретатели | Черняк Борис Яковлевич

Профессор, к.т.н. После окончания Московского автомеханического института в 1948 году Б.Я. Черняк работал на Московском заводе малолитражных автомобилей руководителем группы надежности и износостойкости в лаборатории двигателей ОГК.

В 1953-1955 г.г. Б.Я. Черняку работал в г. Малоярославце заместителем начальника цеха ремонта тракторных двигателей. И на этой работе проявились его лучшие стороны: инициативность, энергия и трудолюбие, хотя он трудился в новом для себя качестве организатора и технолога.

В 1955 г. Б.Я. Черняк поступил на работу в Лабораторию двигателей АН СССР младшим научным сотрудником, а затем стал начальником стендовой установки. Здесь на очень хорошем по тем временам оборудовании были выполнены исследования рабочих процессов ряда отечественных двигателей, а также иномарок. Это позволило Б.Я. Черняку подготовить кандидатскую диссертацию под руководством академика Б.С. Стечкина на тему: "Рабочий процесс и экономичность быстроходного карбюраторного двигателя на частичных нагрузках при оптимальном регулировании".

В 1963 г. Б.Я. Черняк был переведен в ПЛТД МАДИ, где в 1964 г. успешно защитил диссертацию и начал работу в качестве старшего преподавателя нашей кафедры.

Б.Я. Черняк являлся ведущим профессором кафедры. Он руководил методической комиссией по специальности ДВС. Среди многих лекционных курсов, которые Б.Я. Черняк читал на протяжении вот уже 42-х лет, особо следует назвать подготовленные им курсы «Планирование экспериментов», трансформировавшийся в курсы «Основы научных исследований» и «Микропроцессорное управление ДВС». Для этих курсов разработан комплекс оригинальных учебных и методических пособий. Б.Я. Черняк являлся соавтором кафедрального учебника-комплекса «Двигатели внутреннего сгорания» и был удостоен за эту работу звания лауреата премии Правительства Российской Федерации.

Б.Я. Черняк является автором около 180 печатных трудов, в числе которых 6 монографий и 21 свидетельство об изобретении. Ряд этих трудов опубликован в Японии, Германии, Чехословакии, Франции и Болгарии. Под руководством Б.Я. Черняка защищены 16 кандидатских и 5 магистерских диссертаций, а еще в 11 кандидатских работах он участвовал де-факто.

В течение нескольких последних лет Б.Я. Черняк занимался проблемами калибровок МСУ, а также разработкой методов диагностирования работы двигателя и его систем средствами МСУ. При этом он использовал новейшие технологии, включая искусственные нейронные сети, и часто выступал на научных конференциях, в том числе на семинаре по автоматическому регулированию ДВС при МГТУ им. Баумана.

Судьба была к Б.Я. Черняку благожелательной и щедрой, предоставив прекрасную возможность общаться и сотрудничать с такими выдающимися учеными и специалистами как В.Н. Поляков, А.Ф. Андронов, Я.В. Горячий, М.М. Хрущев, Б.С. Стечкин, Н.Р. Брилинг, А.А. Микулин, К.И. Генкин, И.Л. Варшавский, А.Д. Чаромский.

Разносторонность увлечений Б.Я. Черняка впечатляет и здесь, в первую очередь, нужно назвать туризм. Он совершил около 50 дальних туристских путешествий в различных регионах страны, пройдя 13 тыс. км. Ему была присвоена квалификация Старший инструктор-методист спортивного туризма и он был награжден почетными знаками и грамотой Олимпийского комитета.

Борис Яковлевич всегда отличали высокие профессионализм, порядочность и принципиальность. Он заслуженно пользовался уважением студентов, преподавателей и сотрудников университета.