Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)  Иван Петрович Прокофьев (1877—1958)

Иван Петрович Прокофьев (1877—1958)

Советский учёный в области строительной механики и сопротивления материалов.

Начало самостоятельной инженерной деятельности Ивана Петровича связано с проектированием моста по поручению Московской окружной железной дороги в 1903 г. Проект моста пролетом в 12 саженей (25,7 м) получил заслуженное одобрение. Через некоторое время он был утвержден МПС как типовой для строительства на всех подходящих участках Московской окружной железной дороги.

Наиболее значительный с конструкторской и эстетических точек зрения — проект металлического покрытия над дебаркадером Казанского вокзала в Москве. Работа над проектом проходила в тесном сотрудничестве с известным архитектором А.В. Щусевым, который хотел в архитектуре Казанского вокзала выразить нечто неповторимое, интересное и необычное.

Широкую известность у нас в стране и за рубежом получили исследования Прокофьева в области сыпучих тел, опубликованные под названиями «Давление сыпучих тел и расчет подпорных стенок», «Теория сыпучих тел» и «Статика сыпучего тела». Все труды выдержали не одно издание. Работа над учебником по строительной механике началась еще до революции, к 1930 г. она была окончена. Учебник под названием «Теория сооружений» выдержал 4 издания, и на протяжении всей своей жизни Прокофьев редактировал и дорабатывал его, чтобы сделать более понятным для студентов. До сих пор этот учебник пользуется большой популярностью, оставаясь основным руководством по строительной механике для инженеров всех специальностей.

Был инициатором открытия в январе 1931 года кафедры «Строительной механики» в Московском автодорожном институте.

Заслуги И.П. Прокофьева были высоко оценены государством: в 1937 году ему было присвоено почётное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР; он был награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и другими наградами. Во время Великой отечественной войны он возглавлял исследования и испытания сварки рельсов, что имело большое значение для восстановления разрушенных железных дорог. За эту работу в 1942 году он был награждён орденом «Знак Почёта».

Прокофьев, И.П. Теория сооружений. Ч. 1 : учебник / И.П. Прокофьев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Трансжелдориздат, 1947. – 303 с.

В книге даётся систематическое изложение курса теории сооружений применительно к программе строительных факультетов железнодорожных втузов с освещением вопросов устойчивости и динамики сооружений. Книга выходит четвёртым изданием в трёх частях.

Книга утверждена Главным управлением учебными заведениями МПС в качестве учебника для втузов железнодорожного транспорта.

 

Прокофьев, И.П. Теория сооружений. Ч. 2 : учебник / И.П. Прокофьев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Трансжелдориздат, 1947. – 318 с.