Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)  Памяти В.П. Носова (08.09.1938 – 15.04.2020)

Памяти В.П. Носова (08.09.1938 – 15.04.2020)

Памяти

Носова Владимира Петровича

доктора технических наук, профессора кафедры

«Строительство и эксплуатация дорог»

8.09.1938г. – 15.04.2020г. 

Носов В.П. окончил с отличием Московский автомобильно-дорожный институт в 1960 году.

После окончания института 17 лет проработал во  Всесоюзном проектном и научно- исследовательском институте промышленного транспорта ГОССТРОЯ СССР, прошел путь от  инженера, начальника изыскательской партии, до руководителя научного отдела автомобильного транспорта и дорог промышленных предприятий. В этот период в 1971 году защитил кандидатскую диссертацию

Работая, в Союзпромтрансниипроекте  принимал участие в проектировании объектов транспортной инфраструктуры Нижнекамского химического комбината и Набережно-Челнинского промышленного узла. В период работы в научном отделе автомобильного транспорта и дорог промышленных предприятий внес значительный вклад в  развитие теории и методики расчета дорожных одежд применительно к карьерным автомобильным дорогам, предназначенным для движения автомобилей особо большой грузоподъемности с нагрузками на ось до 180 т. Новые подходы позволили разработать экономичные и надежные конструкции дорожных одежд и существенно повысить эффективность их строительства. Результаты этих исследований были реализованы в альбоме ти­повых конструкций автомобильных дорог промышленных предприя­тий, в отраслевых стандартах, в инструкциях и методических указаниях, в справочной литературе.

B 1977 году Носов В.П. перешел работать в МАДИ на должность доцента кафедры строительства и эксплуатации дорог. В 1990 году получил звание профессора по кафедре «Строительство и эксплуатация дорог», в 1997 году защитил докторскую диссертацию.

С 1982 по 1987 гг. Владимир Петрович заместитель декана дорожно­-строительного факультета, с 1987 по 2008 год проректор по научной работе МАДИ, с 2008 по 2014 г. заведующий кафедрой строительства и эксплуатации дорог, а с 2014г. профессор кафедры строительства и эксплуатации дорог Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

Носов Владимир Петрович – известный ученый в области проектирования и строительства автомобильных дорог, внесший значительный вклад в совершенствование теории и практики проектирования дорожных одежд, повышение их надежности и работоспособности. Основными направлениями его научной работы в  МАДИ:

- исследование особенностей проектировании и строительства автомобильных дорог сельскохозяйственного назначения:

- разработка теоретических основ и создание математических моделей  оптимального проектирования цементобетонных покрытий на основе интервальных кумулятивных моделей развития повреждений;

- развитие  теории тепловлагопереноса в системе конструкции «дорожная одежда – земляное полотно»;

- теоретическое обоснование и развитие методов управления состоянием дорожных покрытий в течение жизненного цикла автомобильных дорог.

На основе результатов его исследований по заказу Росавтодора была разработана «Комплексная программа повышения качества и  долговечности цементобетона в дорожных покрытиях  и искусственных сооружениях».  С его активным участием коллективом ученых МАДИ разработаны «Концепция транспортной политики в области улучшения условий дорожного движения в г. Москве» и «Концепция развития автомобильного транспорта РФ.

Профессор Носов В.П. был инициатором ново­го подхода к проектированию внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов. Предложенная им методика учета вне транспортного эффек­та от строительства таких дорог послужила мощным стимулом к строительству более капитальных дорожных покрытий, имеющих бо­лее продолжительный срок службы. Реализация этого подхода нашла отражение в разработанных под его руководством практических по­собиях по проектированию внутрихозяйственных дорог.

Профессор Носов В.П. впервые предложил при­менять математическое моделирование для решения такой комплекс­ной проблемы, как прогнозирование повреждений конструкции до­рожных одежд на основе учета изменяющихся во времени атмосферных воздействий и параметров транспортных потоков. Он впервые доказал возможность формализованного представления атмосферных воздействий в виде стохастических моделей таких параметров, как; температура воздуха, облачность, интенсивность солнечной радиации, количество осадков, влажность воздуха, скорость ветра. Именно эти исследования в последующем послужили основой при создании систем управления состоянием дорожных одежд.

На основе достижений в развитии численных методов решения дифференциальных уравнений, используя стохастическую модель ат­мосферных воздействий Носов В.П. получил решение задачи о тепловлагоперено­се в многослойной капиллярно-пористой модели системы «дорожная одежда - земляное полотно». Это решение позволило прогнозировать изменения модуля упругости основания от времени с учетом сезонных и многолетних колебаний атмосферных воздействий.

Отдельным направлением научной работы профессор Носова В.П. являлось уточнение напряженно-деформированного состояния цемен­тобетонных покрытий и его эволюция в процессе эксплуатации авто­мобильной дороги. Результаты этой работы нашли отражение в моно­графии «Жесткие покрытия аэродромов и автомобильных дорог» вы­державшей два издания.

В последние годы значительное место в его работе занимали исследования в области совершенствования методов измерений и оценки ровности дорожных покрытий.

Практическая ценность и значимость выполненных Носовым В.П. исследований подтверждается тем, что большая часть их резуль­татов полностью или частично вошли в нормативно-методические документы.

Носов В.П. активно участвовал в работе по аттестации научных кадров, организации научных исследований и учебного процесса. В течение нескольких лет являлся председателем специализированного Совета ВАК по специальности «Строительные материалы и изделия».

Профессор Носов В.П. известен в нашей стране и за рубежом, как крупный ученый в области проектирования, строительства и экс­плуатации, автомобильных дорог, внесший существенный творческий вклад в развитие дорожного строительства в стране. Им опубликовано свыше 170 научных работ. Среди них 9 монографий, 4 учебника и 1З учебных пособий и методических документов. Он постоянно выступал на конференциях, симпозиу­мах, семинарах.

Более двадцати лет работая проректором по научной работе МАДИ, Владимир Петрович внес значительный вклад в расширение диапазона и увеличение объема научных исследований университета, В этот период научный сектор МАДИ был преобразован  в управление научных исследований, включающее  восемь научно-исследовательских институтов с объемом ежегодного финансирования несколько сотен миллионов рублей

Успешно совмещая научную и научно-педагогическую деятель­ность, Носов В.П. отдавал много сил и энергии делу подготовки научных кадров. Им была создана научная школа, его ученики сегодня успешно работают в России и за рубежом. Владимир Петрович  руководил аспирантами, одиннадцать из них успешно защитили кандидатские диссертации.

В течение многих лет Носов В.П. являлся председателем технического комитета по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство» Федерального агентства по техническому регулированию и  метрологии.

За большую учебную, научную и практическую деятельность на­гражден медалью ордена «За заслуги перед отечеством 11 степени», «Юбилейной медалью в ознаменование 100-летия со дня рож­дения В.И.Ленина, нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования», знаками «Ветеран труда», «Почетный дорожник», «Почетный транспортный строитель», «Почетный работник транспорта России», «Почетный дорожник СНГ» .

Память о выдающемся ученом и педагоге, замечательном  и добром человеке Носове Владимире Петровиче навсегда сохранится в наших сердцах.

Справка - объективка