Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Факультет Дорожных и технологических машин


Факультет Дорожных и технологических машин

 


Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Дехтеринский Лев Владимирович

Факультет был образован в 1958 году на базе существовавшего со дня основания МАДИ механического факультета. Первым деканом факультета был избран крупнейший ученый в области производства и ремонта автомобилей и дорожных машин Лев Владимирович Дехтеринский.

На 6 профилирующих кафедрах факультета: «Дорожно-строительные машины», «Эксплуатация дорожных машин», «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин», «Технология конструкционных материалов», «Металловедение и термообработка», «Автоматизация производственных процессов» - работают видные ученые и специалисты высшей квалификации, в том числе 25 профессоров, 44 доцента.

Ежегодно на факультете обучается более 1600 студентов по дневной и вечерней формам подготовки.

На факультете обучались и получили высшее образование студенты из Германии, Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Египта, Китая, Индии, Иордании, Шри-Ланки, Монголии и др. стран мира. В лабораториях кафедр, оснащенных современными приборами и оборудованием, не только проводятся учебные занятия со студентами, но и ведется большая научно-исследовательская работа. Демонстрационный центр, испытательные лаборатории и современная строительная техника (в том числе зарубежная), размещенные на полигоне МАДИ, обеспечивают студентам факультета хорошие условия для прохождения интересных практических занятий. Высокий уровень компьютеризации учебного процесса обеспечивает выпускникам факультета хорошие навыки владения ЭВМ.



Декан факультета
Баурова Наталья Ивановна

Факультет многие годы готовит специалистов по направлениям: «Транспортно-технологические машины и комплексы», «Машиностроительные технологии и оборудование», «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования», «Автоматизация и управление», «Автоматизированные технологии и производства». 

Для работы по перечисленным направлениям выпускники могут получить одну из следующих специальностей: «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» (ДМ), «Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования» (СМ), «Средства аэродромно-технического обеспечения полетов авиации» (АМ), «Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановления деталей машин и аппаратов» (ТВ), «Автоматизация технологических процессов и производств» (АПП).

По желанию выпускники факультета приобретают один из следующих видов профессиональной квалификации: бакалавр, инженер по выбранной специальности, магистр.

На факультете также проходят подготовку более 50 аспирантов и десятки стажеров.

Большой ассортимент специальностей и широкий профиль подготовки обеспечивают выпускникам факультета возможность приложения своих знаний в самых различных областях деятельности. Выпускники факультета работают в сфере управления строительно-дорожного, транспортного и технологического машиностроения, промышленного и гражданского строительства, в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, на машиностроительных и ремонтных заводах, в дилерских фирмах, на сервисных предприятиях и в промышленно-коммерческих организациях.

Большую работу ведут кафедры факультета по повышению квалификации специалистов с высшим образованием по линии ИПК МАДИ.

 

КАФЕДРА «ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ»

Заведующий кафедрой кандидат технических наук, профессор Кустарев Геннадий Владимирович

Кафедра «Дорожно-строительные машины» - один из ведущих в России научных и педагогических коллективов в области исследования, анализа и разработки техники для транспортного строительства и аэродромно-технического обеспечения полётов авиации.

Кафедра готовит инженеров, бакалавров и магистров по подъёмно-транспортным, строительным и дорожным машинам и оборудованию, а также средствам аэродромно-технического обеспечения полетов авиации (машины для содержания аэродромов, машины и оборудование для обслуживания воздушных судов).

Высокое качество подготовки выпускников кафедры подтверждается восторженными отзывами коллективов, принявших их в свои ряды, и, в не меньшей степени, их личными успехами. Сегодня сотни выпускников кафедры занимают лидирующие позиции в руководстве крупными государственными и коммерческими структурам и с готовностью содействуют трудоустройству и карьерному росту новых поколений мадийцев.

Успехи кафедры опираются на её богатые научные традиции коллектива, носителями которых являются её ведущие преподаватели, представляющие различные научные школы, сложившиеся за десятилетия плодотворной деятельности кафедры. Процесс их зарождения берёт свое начало с первых дней создания кафедры в 1943 г., когда, благодаря победе Красной Армии под Сталинградом, проблемы мирного развития страны, в том числе, возрождение отрасли строительного и дорожного машиностроения, снова стали приоритетными.

В период с 1943 по 2004 годы кафедру поочерёдно возглавляли профессора Ф.П.Катаев, В.К.Белиловский, Н.Г.Домбровский, А.А.Бромберг, А.Н.Зеленин, В.И.Баловнев, Ю.А.Ганькин. В настоящее время кафедрой руководит профессор Г.В.Кустарёв.

Известность и авторитет кафедре «Дорожно-строительные машины» МАДИ принесли учёные и преподаватели, имена которых стали для сотен и тысяч специалистов в России и странах СНГ синонимом блестящего и беззаветного служения своему делу. Среди них Н.Г.Домбровский, А.А.Бромберг, А.Н.Зеленин, В.И.Баловнев, Ф.П.Катаев, В.В.Тарасов, А.З.Шарц, В.С.Заленский, Г.Г.Зеличёнок, И.П.Керов, А.И.Вощинин, П.А.Надальяк, М.А.Кононенко, Г.А.Максимочкин, О.Ю.Коротин, А.Н.Новиков, Г.Н.Карасёв, А.Б.Ермилов, Э.А. Кравцов, К.К.Шестопалов и многие другие.

В настоящее время на кафедре работают известные ученые заслуженный деятель науки и техники, д.т.н., пофессор Э.А. Кузин, заслуженный деятель науки и техники, д.т.н., пофессор Расстегаев И.К.,профессора Г.Н. Карасев .,А.Н.Новиков, К.К. Шестопалов, плодотворно развиваются научные направления, связанные с исследованиями рабочих процессов строительных, дорожных и коммунальных машин, машин для содержания аэропортов и обслуживания воздушных судов, изучением напряжённого состояния, надёжности и долговечности их элементов, анализом конкурентоспособности и эффективности машин, разработкой новых, экологически нейтральных принципов воздействия на окружающую среду и апробацией нетривиальных конструктивных решений. Исследования опираются на богатейший научнометодический опыт, накопленный преподавателями кафедры, а также на уникальное и постоянно модернизируемое экспериментально-техническое оснащение учебных и научно-исследовательских лабораторий кафедры.

                                                                                            

КАФЕДРА «СЕРВИС ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН»

 

Заведующий кафедрой кандидат технических наук доцент Локшин Евгений Семенович

Кафедра «Сервис дорожно-строительные машины» (СДСМ) ведет свою историю с 1956 г., когда по инициативе Г.И. Зеленкова (тогда директора МАДИ) была сформирована кафедра «Эксплуатация и ремонт дорожных машин» (ЭРДМ).

У истоков создания и становления кафедры стояли видные ученые и педагоги: проф. Г.И. Зеленков, д.т.н, проф. В.И. Баловнев, д.т.н, проф. А.М. Шейнин, д.т.н., проф. А.П Крившин, д.т.н., проф. И.И. Косс и др.

В 1995 г. кафедра СДСМ получила лицензию на проведение образовательного процесса по специальности «Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (строительные, дорожные, коммунальные машины)» и провела первый набор студентов на эту специальность. Первый выпуск инженеров по данной специальности прошел летом 2000 г. С 2002 г. название кафедры – «Сервис дорожно-строительных машин» (СДСМ).

Основные научные направления деятельности кафедры СДСМ:

«Эффективное использование и оптимизация режимов работы машин»; «Моделирование рабочих процессов дорожно-строительных машин и коммунальной техники»; «Эксплуатационная надежность машин»; «Управление техническим состоянием и надежностью машин в эксплуатации»; «Развитие современных методов диагностирования дорожных машин»; «Современные методы оценки эргономических свойств дорожных машин»; «Фирменное обслуживание и технический сервис дорожно-строительных машин»; «Конкурентоспособность, качество и основы сертификации дорожных машин».

В настоящее время кафедру возглавляет Почетный работник высшего профессионального образования России, проф. Евгений Семенович Локшин. Кафедра является выпускающей для студентов специальности «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (строительные, дорожные и коммунальные машины)». Коллектив преподавателей кафедры ведет машиноведческие, сервисные и эксплуатационные дисциплины для студентов специальностей «Автомобильные дороги и аэродромы», «Мосты и тоннели», «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование», «Средства аэродромно-технического обеспечения полетов авиации».

 

КАФЕДРА «ПРОИЗВОДСТВО И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ И ДОРОЖНЫХ МАШИН»

Коллектив кафедры во главе с основателем, профессором Ефремовым Владимиром Валентиновичем (1947 г.)

Кафедра «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» (ПРАДМ) была создана в 1930 году. В разное время кафедру возглавляли крупнейшие ученые - специалисты в области ремонта машин, доктора технических наук В.В. Ефремов, К.Т. Кошкин, Л.В. Дехтеринский, В.П. Апсин.

С 1995 г. обязанности заведующего кафедрой выполняет декан факультета.

Основные направления деятельности кафедры:

  • подготовка инженерных и научных кадров для машиностроительного и ремонтного производства;
  • проведение исследований, направленных на повышение эффекти в ност и производства и р ем онта машин путем научного обоснования методов обеспечения долговечности и оп т имизации сроков службы деталей и сборочных единиц (д.т.н., проф..Дехтеринский Л.В, Долгополов Б.П.,.Зорин В.А, Челпан Л.К., к.т.н.,доц. Павлов А.П., Одинокова И.В., Скрипников С.А., Ду А., Пегачков А.А.);
  • разработка новы х технологических методов производства и ремонта машин, распространение передового опыта и оказание помощи машиностроительным и ремонтным предприятиям (д.т.н., проф. Карагодин В.И., к.т.н.,проф.: Акмаев К.Х., Сергеев А.И., Суриков А.Я., Теплов А.Г., Штоль Ю.Л., к.т.н., доц.: Васильев Б.С., Доценко Г.Н., Синельников А.Ф., Митрохин Н.Н., Малахов А.В., Пономарев В.А., Крейнин А.А.);
  • разработка систем менеджмента качества для машиностроительных и ремонтных предприятий (д.т.н., проф.: Зорин В.А., Савельев А.Г, к.т.н., доц.: Павлов А.П., Одинокова И.В.);
  • разработка методов повышения качества изделий машиностроения (д.т.н., проф.: Зорин В.А., Савельев А.Г, к.т.н., доц.: Павлов А.П.);
  • формирование технической культуры в области прои з водства и ремонта машин в с тране.

Заслуженный деятель науки РФ, академик Академии проблем качества, доктор технических наук, проф. Зорин Владимир Александрович

За 78-летний период кафедрой с делан значительный вклад в развитие науки о ремонте машин и формирование ремонтного производства в стране. В настоящее время сотрудники кафедры продолжают исследования в рамках сложившейся научной школы, бережно сохраняя ее традиции.

Кафедра многие годы готовит специалистов по направлениям: «Транспортно-технологические машины и комплексы», «Машиностроительные технологии и оборудование», «Стандартизация, сертификация и метрология».

В 1997 г. при кафедре создан и успешно функционирует аккредитованный ГОССТАНДАРТом России Центр сертификации средств механизации строительства ОС «МАДИ-СЕРТ».

Бурное развитие в последние годы получил учебно-научно-производственный комплекс кафедры ПРАДМ на полигоне МАДИ (зав. лабораторией В.В.Андрюнин). Деятельность этого комплекса позволяет кафедре не только обеспечивать проведение производственных практик для студентов, но и постоянно совершенствовать технологическую базу учебно-исследовательских лабораторий. Работа в учебно-производственном комплексе кафедры ПРАДМ помогает студентам факультета получить практические навыки проведения испытаний (в том числе сертификационных), производства и ремонта автомобилей и строительных машин с применением современного технологического оборудования.

Успешно развивается работа в области экспертизы технического состояния автомобилей, строительно-дорожных и коммунальных машин (д.т.н., проф. В.А.Зорин, к.т.н., доц. С.К.Лосавио).

Ведущими направлениями деятельности кафедры являются также научное обоснование проектирования ремонтных предприятий и прогнозирование качества ремонта машин (д.т.н., проф. В.И.Карагодин).

Проводится широкома с штабная деятельность по внедрению технологии, оборудования и в целом системы контроля состояния и восстановления работоспособности смазочных материалов и рабочих жидкостей, применяемых в автомобилях и строительной технике.

Высокий уровень компьютеризации учебного процесса обеспечивает выпускникам кафедры хорошие навыки владения ЭВМ.

Большую работу коллектив кафедры ведет по повышению квалификации инженерно-технического персонала автотранспортных предприятий и управлений механизации строительства в Институте повышения квалификации МАДИ, выпуская около 30 специалистов ежемесячно. Постепенное омоложение состава кафедры, защита сотрудниками диссертационных работ и постоянное по вышение конкурса в а с пирантуру по кафедре ПРАДМ вселяяют уверенно с ть в дальнейшее развитие с лож ив шейся научной школы.


К.т.н., доцент А.П. Павлов проводит индивидуальные занятия

 

КАФЕДРА «ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ» 


Заведующий кафедрой член-корр.РАН, доктор технических наук, профессор Приходько Вячеслав Михайлович

Кафедра «Технология металлов» является одной из старейших кафедр. Она была основана в 1931 году научным руководителем, крупнейшим советским ученым в области металловедения и термообработки, талантливейшим педагогом, доктором технических наук, профессором Николаем Феодосьевичем Болховитовым и основным учебным подразделением, осуществляющим на современном научном и методическом уровне инженерную подготовку студентов механических специальностей в области техники и технологии.  


Кафедра обладает большим научным и педагогическим потенциалом. На ней работают 7 профессоров и докторов технических и физико-математических наук: В.М. Приходько, Л.И. Карпов, В.Ф. Казанцев, Ю.М. Лужнов, Ю.М. Александров, А.И. Аристов, Б.А. Кудряшов.

 

Кафедра ведет учебный процесс по следующим учебным курсам: «Технология конструкционных материалов», «Взаимозаменяемость, метрология и стандартизация», «Основы новейших технологий», «Технология двигателестроения и спецтехника».

Основными направлениями научно-исследовательской работы являются:
- формирование эксплуатационных свойств деталей машин технологическими методами;
- ультразвуковые технологические процессы при производстве и ремонте автотракторной техники;
- износ и трение деталей машин;
- теоретические основы формообразования деталей машин различными методами;
- поверхностно-пластическое упрочнение деталей автотракторной техники.

  

Член-корр. А.Н.РФ, проф., д.т.н. Приходько руководителю проекта «Разработка ультразвукового оборудования нового поколения для получения и обработки деталей и узлов транспортного машиностроения» и членом кафедры «ТКМ» МАДИ в 2007 году проф., д.ф. –м.н. Казанцеву В.А., проф. Кудряшову Б.А., доц. Фатюхину Д.С., доц. Нигметзянову Р.И. была вручена Правительственная премия РФ по Науке и Технике.

Кафедра Технологии конструкционных материалов активно участвует в различных выставках и конференциях.

Лабораторное оборудование для изучения литейного производства

 

КАФЕДРА «МЕТАЛЛОВЕДЕНИЕ И ТЕРМООБРАБОТКА» 

Заведующая кафедрой доктор технических наук, профессор Петрова Лариса Георгиевна

Кафедра «Металловедение и термообработка» была основана в 1957 году по инициативе Юрия Михайловича Лахтина. Доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР, профессор Ю.М. Лахтин - крупнейший ученый с мировым именем в области металловедения. 

 

Профессор Ю.М. Лахтин в течение почти сорока лет бессменно руководил кафедрой, а также более двадцати лет проработал в должности проректора МАДИ по учебной работе. Ю.М. Лахтин – автор нескольких учебников: «Материаловедение», «Металловедение и термическая обработка металлов», «Основы металловедения», которые до сих пор являются базой для подготовки студентов машиностроительных специальностей технических вузов.

С 2005 года кафедрой заведует доктор технических наук, профессор Петрова Лариса Георгиевна. В настоящее время на кафедре работает 21 человек, включая 5 профессоров (из них 4 доктора наук), 4 доцента. Четыре члена профессорско-преподавательского состава удостоены звания «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», 6 сотрудников кафедры награждены Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ. 

Основатель кафедры - заслуженный деятель науки и техники, лауреат Государственной премии,
доктор технических наук, профессор Лахтин Юрий Михайлович

Кафедра осуществляет общеинженерную подготовку студентов большинства технических специальностей МАДИ по следующим основным дисциплинам:
- Материаловедение;
- Материаловедение и технология конструкционных материалов;
- Электротехническое материаловедение;
- Фрикционное материаловедение;
- Конструкционные материалы многоцелевых гусеничных и колесных машин;
- Методы исследования материалов (для аспирантов специальностей Материаловедение в машиностроении и Технология машиностроения).

На кафедре сформировалась признанная научная школа в области теории и практики разработки технологий поверхностного упрочнения металлов и сплавов деталей машин и инструмента, основанная профессором Ю.М. Лахтиным. За годы работы кафедры ее сотрудниками получено более 120 авторских свидетельств и патентов на изобретения, опубликовано более 1000 научных статей, издано около 40 монографий. Основными направлениями научных исследований кафедры являются:

  • Развитие научных и методологических основ инженерии поверхности металлических материалов;
  • Разработка регулируемых и комбинированных технологических процессов азотирования широкой номенклатуры материалов: конструкционных, инструментальных и специальных сталей, тугоплавких металлов и сплавов;
  • Разработка упрочняющих технологий с применением высококонцентрированных источников энергии, в том числе, с использованием лазерного нагрева;
  •  Разработка новых методов исследования структуры и свойств материалов;
  • Разработка комплекса методов металловедческой экспертизы для анализа причин разрушений и эксплуатационных отказов деталей машин,
  • Развитие методов получения и исследования наноструктурных материалов.

На кафедре работает Центр пробоподготовки и анализа материалов, представляющий собой оснащенный современным оборудованием исследовательский комплекс, который позволяет проводить полный цикл исследования структуры материалов и поверхностных слоев. Научным руководителем Центра является проф. Петрова Л.Г. На базе кафедры осуществляет свою деятельность лаборатория ЛАРО-МАДИ, основное направление которой – материаловедческая экспертиза отказов и разрушений деталей машин в эксплуатации. Заведует лабораторией доцент кафедры Лихачева Т.Е.


Коллектив кафедры


Работа Центра пробоподготовки и анализа материалов

КАФЕДРА «АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ»

  


Заведующий кафедрой доктор технических наук, профессор Воробьев Владимир Александрович

Кафедра образована в 1965 г. в связи с введением вузовской специальности 0638 «Автоматизация и комплексная механизация строительства».

Основателями кафедры являются лауреат Государственной премии, профессор Гавриил Григорьевич Зеличенок и группа преподавателей, работавших по циклу дисциплин, связанных с автоматизацией строительства .

С 1975г. кафедру возглавляет заслуженный деятель науки и техники РФ, член-корреспондент Российской государственной академии архитектуры и строительных наук, д.т.н, проф. Владимир Александрович Воробъёв, который является ведущим учёным нашей страны в области автоматизации строительного производства и методов контроля качества строительных материалов и изделий. Кадровый состав кафедры состоит на настоящий момент из пяти докторов и четырёх кандидатов технических наук.

В настоящее время кафедра готовит бакалавров и дипломированных специалистов по направлению подготовки 657900 «Автоматизированные технологии и производства» по специальности 210200 «Автоматизация технологических процессов и производств (строительство)». 


Профессор Г.Г. Зеличёнок

Целью подготовки специалистов по этому направлению является о бучение комплексу знаний по теории, методам и практике создания автоматизированных технологических процессов и производств в строительстве, в том числе заводскому производству материалов, изделий и конструкций, строительно-монтажным и землеройно-планировочным работам в промышленном, гражданском, автомобильно-дорожном, аэродромном строительстве.

В процессе обучения студенты получают подготовку как в области фундаментальных наук в теории автоматического регулирования и управления, так и по прикладным дисциплинам, включая разработку систем автоматизации с использованием логических автоматов различной степени сложности и микропроцессорных систем управления (включая аппаратное и программное обеспечения). Кроме того, студенты получают навыки использования компьютеров как в области моделирования и проектирования систем автоматизации, так и в области разработки систем автоматизированного контроля. Ведётся подготовка по современным методам синтеза цифровых систем управления, технических систем неразрушающего контроля материалов и изделий, а также систем дистанционного и программного управления стационарными и мобильными технологическими комплексами и роботизированными системами.

На кафедре существует мощная научная школа, благодаря которой за время её существования подготовлены 28 докторов и более 200 кандидатов технических наук. Основными направлениями научной деятельности кафедры являются системы комплексной автоматизации строительного производства, методы и средства контроля качества строительных материалов и изделий. Кафедра является основоположником нового направления строительного материаловедения – «Компьютерное материаловедение строительных материалов». Работы сотрудников в этой области признаны как в России, так и за рубежом.

По материалам выполненных исследований и разработок преподавателями и специалистами кафедры опубликовано более 40 книг, учебных пособий и монографий и получено более 200 патентов на изобретения.

Научные исследования и разработки выполняются по научным программам Российской академии наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, а также в сотрудничестве с научными и учебными заведениями Германии, Китая и Франции.

Выпускники кафедры и кандидаты наук, закончившие аспирантуру, успешно работают в странах СНГ, США, Германии, Австралии, Китае, Вьетнаме, Корее, Венгрии, Израиле, Индии, Непале и странах Персидского залива.

 

ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ СПРАВОК

Деканат (495) 155-08-51, 155-03-10

факс (495) 155-08-51

E-mail:nbaurova@mail.ru, dm@ddm.madi.ru

 

Кафедра «АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ» 155-03-05

Кафедра «ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ» 155-08-84, 155-07-97

Кафедра «МЕТАЛЛОВЕДЕНИЕ И ТЕРМООБРАБОТКА» 155-01-59

Кафедра «ПРОИЗВОДСТВО И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ И ДОРОЖНЫХ МАШИН» 155-01-55, 155-03-86

Кафедра «ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ» 155-08-12, 155-03-31

Кафедра «СЕРВИС ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН» 155-08-06, 155-03-91

 

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Факультет «Дорожные и технологические машины» (ФДМ),

Россия, 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64