Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Российско-французский междисциплинарный семинар по философии науки

Российско-французский междисциплинарный семинар по философии науки

«МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)»

Кафедра философии

Российско-французский междисциплинарный семинар по философии науки

 

В рамках проекта по развитию российско-французских образовательных и научных связей МАДИ и междисциплинарного семинара по философии науки кафедра философии организовала 21 апреля 2016 лекцию профессора Сорбонны Шанталь Жаке (Университет Париж1-Пантеон-Сорбонна). В заседании приняли участие: зав. кафедрой философии проф. М.Г. Штракс (председатель), проф. Бертран Бинош (Университет Парж1 Пантеон Сорбонна),  проф. А.И. Зимин, доцент Л.Н. Волабуева, доцент В.П. Зубков, доц. А.А.Лобжанидзе, ст. преподаватель А.В. Колацкий и др., а также многочисленные студенты. Координатором и модератором выступил доцент кафедры философии Г.Н. Самуйлов.

Лекция была посвящена одному из самых известных и интересных аспектов эпистемологии Фрэнсиса Бэкона, английского философа и политического деятеля, лорд-канцлера Англии эпохи короля Иакова I.

Французская исследовательница начала с замечания, что ни одна философская доктрина в классическую эпоху не настаивала на необходимости реформы познавательных механизмов и коррекции разума больше, чем философия Бэкона.

Как известно, английский философ в качестве предварительной работы предпринял критическое исследование всего, что мешает человеку адекватно и ясно постигать реальность, всего того, что препятствует научному познанию. Систематизируя эти препятствия, которые он назвал идолами, искажающими объекты познания, он выделил их четыре типа на основании природы их происхождения и форм реализации. Все эти идолы представляют собой иллюзорные формы, которые приводят к ошибочным представлениям, извращают идеи до такой степени, что разум сам отождествляется с искривляющим и деформирующим все зеркалом.

Продемонстрировав наличие этих идолов в разуме, ставится вопрос: как и что можно с ними сделать, чтобы освободиться от них?  К каждому из найденных типов предлагается свое определенное лекарство, а все вместе они призваны очистить разум.  Бэкон убежден, что «сначала следует подготовить наш ум, прежде чем его обучать, сначала нужно излечить наш разум, прежде чем позволить ему творить, одним словом, очистить воздух, пространство прежде чем строить» разумное здание науки. 

Но остается вопрос, действительно ли возможно «реформирование разума», не являются ли все усилия изменить его напрасными и обречёнными на провал? Такой провал возможен, считает Бэкон, как минимум по двум причинам. Первая причина связана с сопротивлением самой природы идолов. Бэкон уточняет, что "идолы разума являются или импортированными, привнесенными извне или врожденными и связанными с самой природой разума. Одни попали в разум, либо из теорий и философских школ, либо по причине неверных доказательств. Другие присущи самой природе разума.   Трудно вообще выкорчевать ставшими привычными формы, в которых привык осуществлять свою деятельность разум, а те формы, что связаны с врожденной природой ума, полностью никогда неистребимы: мы неизбежно «видим» больше порядка в универсуме, чем возможно в нем есть. В таком случае возникает вопрос: не рискует ли всякая попытка реформирования быть бесполезной и неопределенной, как думал например об этом Паскаль?

Согласно автору доклада, это чувство суетности и бесполезности усиливается, когда мы читаем одну из последних работ Бэкона, Новую Атлантиду. Если предпринятая реформа разума, которая достигает своего пика в Novum Organum встречается в большинстве произведений Бэкона, то мы вынуждены признать, что это учение отсутствует   в Новой Атлантиде. Это удивительно, но в этом рассказе он ни разу не обращается к необходимости предварительного очищения разума.

Все эти темы и проблемы, поднятые в докладе профессора Шанталь Жаке в целом находятся в фарватере современных академических исследований философии Бэкона во Франции. В этом контексте в России активность исследований философии Ф.Бэкона неизмеримо меньше, и соответственно, польза от взаимодействий с французской традицией является безусловно полезной для нас. Мы надеемся, что статья профессора Шанталь Жаке будет переведена на русский язык и положит начало совместных российско-французских публикаций по философии науки в МАДИ, а все участники лекции получат возможность ознакомиться с полной статьей по заявленной теме. 

 

Координатор проекта: доцент кафедры философии МАДИ Г.Н. Самуйлов

Фото Н.Н. Степаненков.