Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Сведения о родном ВУЗе


Сведения о родном ВУЗе


Сведения о МАДИ

Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) основан 13 декабря 1930 года Постановлением СНК Союза ССР № 748. В 1992 году МАДИ получил статус технического университета, а с 24.12.92 года приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 24.12.92 № 1133 переименован в Московский государственный автомобильно-дорожный институт (технический университет), сокращенно - МАДИ(ТУ), а с 2001 года - в Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет).

МАДИ награжден орденом Трудового Красного Знамени указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 декабря 1980 года, орденом Дружбы Вьетнама в 1988 году (Указ Госсовета Республики Вьетнам № 80КТ/18 марта 1988 г.).

МАДИ имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности и государственную аккредитацию.

В момент организации в 1930 году институт состоял из двух факультетов - дорожно-строительного и автомеханического. Первый выпуск специалистов состоялся в 1931 году в количестве 36 инженеров - дорожников. В предвоенный 1940 год институт окончили 350 человек. В настоящее время университет ежегодно оканчивают до 1,5 тысячи высококвалифицированных специалистов.

В период Великой Отечественной войны коллектив института был эвакуирован в г. Янги-Юль Узбекской ССР, где продолжал подготовку специалистов, которые сразу после защиты диплома направлялись на фронт.

 

После войны коллектив МАДИ активно включился в работу по восстановлению и реконструкции разрушенного войной народного хозяйства. Вновь создавалась лабораторная база, значительно пострадавшая за период эвакуации, развертывались научные исследования. В послевоенный период учеными МАДИ выполнен ряд исследований, оказавших несомненную помощь восстановлению народного хозяйства. Важнейшими направлениями исследований были совершенствование методов ремонта автомобилей, испытание разрушенных во время войны дорог и мостов, разработка рекомендаций по их ремонту и восстановлению.

Среди выдающихся выпускников МАДИ такие известные люди, как министры Министерства автомобильной промышленности СССР В.Н.Поляков, Министерства автомобильных дорог РСФСР А.А.Николаев, Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Туркмении Х.Курбангельдыев и Н.Кульмурадов, заместители министров А.Н.Манжула, Н.И.Мохов, Г.Н.Бородин, Б.П.Васильев, А.Ф.Петров, М.М.Маханов (Казахстан), Б.И.Щерянов (Болгария), А.А.Шевчук, Председатель Правительства Российской Федерации М.М.Касьянов, Председатель Торгово-промышленной Палаты С.А.Смирнов, заместитель Председателя Правительства Таджикистана Ф.М.Мухидинов, Первый заместитель руководителя Федерального дорожного агентства России О.В.Скворцов и множество других.

Первым директором института был В.А.Лопатто (1930 г.). Короткое время руководили институтом В.С.Колегаев, В.П.Князев и др. директора. С 1938 по 1943 гг. директором МАДИ был С.П.Артемьев. Его усилиями в 1939 г. начато строительство главного корпуса МАДИ по адресу: Ленинградский проспект, дом 64 (построено здание в 1955 году).

На протяжении 17 лет вузом руководил проф. Г.И.Зеленков, - ведущий ученый в области ремонта строительных и дорожных машин, талантливый организатор, основоположник научной школы по эксплуатации и ремонту дорожных машин, много сделавший для становления высшего автомобильно-дорожного образования в СССР.

Более 20 лет вуз возглавлял доктор технических наук, почетный доктор Будапештского технического университета, почетный доктор Дрезденской Высшей школы транспорта и связи им. Ф.Листа, председатель Президиума Федерации автомобильного спорта СССР профессор Л.Л.Афанасьев - крупнейший специалист в области автомобильного транспорта, безопасности дорожного движения и организации автомобильных перевозок. Л.Л.Афанасьев внес существенный вклад в развитие МАДИ.

С 1982 по 2001 гг. МАДИ возглавлял ректор, доктор технических наук, член-корреспондент РАН В.Н.Луканин - известный ученый в области автотракторных двигателей и экологии, выпускник МАДИ, под руководством которого вуз добился статуса технического университета.

В настоящее время ректором университета является ПРИХОДЬКО Вячеслав Михайлович, д.т.н., профессор, член-корреспондент РАН.

В МАДИ созданы научные школы в области наземных машин и транспорта, дорожно-мостового и аэродромного строительства, основателями которых были такие выдающиеся ученые, как академики Е.А.Чудаков и Б.С.Стечкин, член-корр. АН СССР Н.Р.Брилинг и В.Н.Соловьев, заслуженный деятель науки и техники, член-корр. РАН В.Н.Луканин, заслуженные деятели науки и техники, доктора техн. наук, профессора Л.Л.Афанасьев, В.Ф.Бабков, Н.И.Безухов, П.П.Берг, А.А.Бромберг, А.И.Владзиевский, Е.Е.Гибшман, В.В.Ефремов, А.Н.Зеленин, Г.В.Крамаренко, Н.Н.Иванов, Ю.М.Лахтин, Н.Н.Маслов, А.О.Никитин, В.В.Осепчугов, А.А.Островцев, А.А.Хачатуров, С.В.Шестоперов, П.И.Шилов, А.И.Шейнин и др.

МАДИ осуществляет деятельность, направленную на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, довузовского, послевузовского и дополнительного профессионального образования, повышения квалификации по широкому спектру естественно-научных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. Является ведущим центром развития образования, науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осуществляющим культурно-просветительскую деятельность среди населения. МАДИ самостоятельно формирует образовательно-профессиональные программы высшего, довузовского и послевузовского образования, представляющие собой совокупность образовательных услуг, позволяющих реализовать цели, установленные государственными образовательными стандартами.

Основной целью деятельности МАДИ и осуществляемых образовательных программ является удовлетворение потребности личности в получении образования. Это реализуется в виде многоуровневой системы подготовки специалистов с высшим образованием, а также кандидатов и докторов наук, готовых эффективно работать в различных областях национальной экономики. Для этого созданы различные структурные подразделения, отделения, факультеты и кафедры.

Основными задачами технического университета являются:

  • создание условий для реализации потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, возможностей для подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием, сочетающих общую высокую культуру с профессиональной компетентностью;
  • удовлетворение социально-экономических потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием;
  • организация и проведение фундаментальных, поисковых, прикладных научных исследований, сертификационных и др. испытаний, опытно-конструкторских работ, направленных на решение проблем народного хозяйства в тесной связи с учебным процессом;
  • подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, повышение квалификации преподавательского состава учебных заведений;
  • довузовская подготовка через Московский центр автомобильно-дорожного образования (МЦАДО) и другие структурные подразделения вуза;
  • совершенствование системы непрерывного автомобильно-дорожного образования, переподготовка и повышение квалификации специалистов народного хозяйства;
  • распространение технических, экономических, юридических, экологических и других знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня;
  • работа по защите информации, содержащей сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной или служебной тайне.

МАДИ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет издательскую деятельность с целью обеспечения функционирования всего учебно-научного комплекса. Имеется собственная полиграфическая база и лицензия на издательскую деятельность Комитета Российской Федерации по печати.

МАДИ входит в международную ассоциацию автомобильного и дорожного образования (МААДО). Имеются научные и другие добровольные общества, центры научно-технического творчества молодежи, советы молодых ученых и специалистов, самодеятельные объединения преподавателей, сотрудников и студентов.

 

МАДИ в настоящее время - это два учебных корпуса (главный и учебно-лабораторный - "новый"), 7 основных и заочный факультеты, подготовительный факультет для иностранных граждан и факультет довузовской подготовки, гуманитарное и естественнонаучное отделения, институт повышения квалификации и переподготовки кадров транспортно - дорожного комплекса (ИПК), аспирантура, магистратура, докторантура, 56 кафедр, в том числе 23 выпускающих, 18 научных лабораторий, 24 филиала кафедр на производстве, 4 филиала вуза (гг. Бронницы Московской области, Махачкала, Челябинск и Чебоксары), 9 вузовских НИИ, центр инженерной педагогики, центр русского языка, учебно-исследовательский центр (УИЦ), полигоны в Московской области и г. Калязине Тверской области, информационно - вычислительный центр, специализированные кабинеты и аудитории. Количество филиалов вуза постоянно увеличивается. Имеется представительство вуза в г. Весьегонске Тверской области (заочное обучение).

В составе вуза комплекс спортивных сооружений и общежитий, база отдыха и профилакторий. МАДИ - это высшая школа подготовки специалистов технического профиля, современных управленцев и экономистов, специалистов гуманитарного и естественнонаучного профиля, специалистов в смежных областях знаний.

Довузовская подготовка осуществляется через факультет довузовской подготовки и Московский центр автомобильно-дорожного образования (МЦАДО), который объединяет МАДИ, средние учебные заведения, в том числе 44 школы, 4 лицея, 1 гимназию и 3 колледжа г. Москвы и Московской области. Выпускники МЦАДО имеют льготы при поступлении в МАДИ.

В настоящее время обучение в МАДИ ведется по 22, включая отраслевые, специальностям высшего профессионального образования (подготовка инженеров), 9 направлениям подготовки бакалавров и 4 - магистров.

В вузе работает свыше 2200 сотрудников, около 1000 чел. профессорско-преподавательского состава (ППС), свыше 150 научных работника, в том числе член-корр. РАН и академики государственных академий России, заслуженные деятели науки РФ, лауреаты Президентской и государственных премий. В МАДИ трудятся почти 600 кандидатов и свыше 120 докторов наук.

Послевузовское обучение в МАДИ организовано в аспирантуре более чем по 20 специальностям (в том числе 2 гуманитарным) и докторантуре по 5 направлениям. Имеются 11 диссертационных советов; из них 5 докторских, работающих по 14 специальностям, в том числе по "Отечественной истории"

Вуз имеет музей истории МАДИ (5-й этаж главного корпуса), общежития, факультет военного обучения (3 военные кафедры), комбинат питания (столовые и буфеты), комплекс спортивных залов, поликлиническое отделение и медицинский профилакторий. Работают спортивные секции по волейболу, баскетболу, бадминтону, теннису, футболу, хоккею, плаванию, боксу, ручному мячу, борьбе и гимнастике. Студенты МАДИ - победители многих спортивных соревнований.

Вуз имеет загородный учебно-исследовательский центр (УИЦ) с уникальной лабораторной базой и испытательным полигоном, свыше 700 персональных ЭВМ. Функционируют локальные вычислительные сети и кафедральные сети, имеется подключение к сети ИНТЕРНЕТ, WEB-сервер, электронная почта, научно- техническая библиотека с интернет - залом. МАДИ имеет газету "За автомобильно-дорожные кадры". Редакция газеты размещена в комн. № 303а (3-й этаж главного корпуса вуза). Любой студент может предложить свои услуги по сотрудничеству с газетой "ЗАК".

Переподготовка, дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации в ИПК осуществляется с отрывом и без отрыва от работы. ИПК осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по всем направлениям и специальностям вуза. Имеется центр подготовки и повышения квалификации преподавателей технических университетов и инженерных вузов.

Международное сотрудничество МАДИ сформировалось в важнейшее направление деятельности университета. За весь период деятельности университета подготовлено около 2,5 тысяч специалистов, 130 кандидатов, 15 докторов наук из 70 зарубежных стран. Решением Межведомственной комиссии при Правительстве РФ на МАДИ возложена обязанность по организации разработки Федеральной целевой программы сотрудничества с иностранными гражданами - выпускниками образовательных учреждений РФ. Университет ведет учебную, научно-методическую работу и имеет договора по реализации комплексных программ с 13 вузами Центральной и Восточной Европы, 4 вузами Азии, 2 - Африки, 3 - Латинской Америки и Кубы и 1 - стран Ближнего Востока.

МАДИ имеет творческие связи с множеством вузов Европы, вузами Америки и Азии: Германии (Дрезденский технический университет; Высшая техническая школа г. Карлс-Руе; Берлинский технический университет), Чехии (Технический университет г. Жилино), Словакии (Технический университет г. Братислава), Венгрия (Будапештский технический университет), Кубы (Гаванский технический университет), США (Университет штата Миннесота) и др. Обучающиеся в МАДИ выезжают в зарубежные вузы на стажировку, преддипломную практику, стажировку на предприятии (Фирма KKB, Германия).

В рамках международной деятельности университетом осуществляется подготовка студентов - иностранных граждан по направлениям (специальностям) подготовки, указанным в государственной лицензии МАДИ.

Трудоустройство

В вузе имеется служба трудоустройства, в задачу которой входит проведение ежегодного мониторинга (изучения) трудоустройства молодых специалистов, маркетинговые исследования и работа с потребителями специалистов. Служба работает при отделе кадров (комн. № 163). Создан банк данных по выпускникам, с 1997 года насчитывающий более 3000 анкет. За этот период трудоустроено через службу более 10% контингента. Служба взаимодействует со свыше 100 предприятиями и организациями, учитывает требования потребителей к потенциальным работникам, совместно с факультетами проводит "Презентации выпускников".

Трудоустройство выпускников осуществляется в соответствии с нормативными актами в области труда и занятости, действующими в Российской Федерации. Вуз оказывает студентам содействие в заключении индивидуальных договоров (контрактов) с предприятиями, учреждениями, организациями и в их трудоустройстве.