Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Отчет о самообследовании МАДИ 2015 г. | Научно-исследовательская деятельность


Отчет о самообследовании МАДИ 2015 г. | Научно-исследовательская деятельность

Вернуться к  отчету о самообследовании МАДИ 2015 г.

Основные достижения МАДИ

Коллективом ученых МАДИ разработаны научные основы формирования дифференцированных стратегий повышения безопасности дорожного движения для улучшения условий дорожного движения. Они определяют цели, приоритеты, политику и механизмы реализации стратегии повышения безопасности дорожного движения в области автомобильного транспорта, безопасности дорожного движения, транспортного обслуживания населения РФ.

На основе фундаментальных исследований процессов сгорания топлива, выполняемых проблемной лабораторией автотракторных двигателей, проведены поисковые и экспериментальные исследования по разработке технических решений и технологий мирового уровня для проектирования и оптимизации топливных систем с электронно-управляемым впрыскиванием топлива и давлениями до 300…400 МПа для модернизации базовых образцов средне- и высокооборотных дизельных двигателей, а также проведены поисковые и экспериментальные исследования по разработке систем подачи и воспламенения газовых(на природном газе) и газодизельных моделей для модернизации базовых образцов средне- и высокооборотных дизельных двигателей и создания перспективных дизельных двигателей. Разработана конструкторская документация и проведены экспериментальные исследования базовых моделей топливоподающих систем импульсного впрыскивания и аккумуляторных топливных систем для дизельных двигателей.

Кафедрой строительной механики и НИИ Механики и проблем качества в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020) годы, разработаны рекомендации по определению напряженно-деформированного состояния многослойных дорожных одежд» на основании современных конечно-элементных решений для слоистых систем с разработкой алгоритмов автоматизированных расчетов.

На этой же кафедре создана и постоянно используется информационно расчѐтная система «МОНСТР», основанная на постоянно обновляемом банке данных по мостам Федеральных дорог России. Система позволяет с помощью встроенных программ проводить прочностные и экономические расчѐты, обеспечивающие эффективное расходование средств на ремонт и реконструкцию мостовых сооружений. В работе использованы последние достижения строительной механики и компьютерных технологий.

Специалистами кафедры изысканий и проектирования автомобильных дорог совместно с НПП «Геокосмос» создается портативно-многоцелевой автоматизированный программно-аппаратный комплекс распределѐнной интеграции разнородных данных мониторинга показателей качества автомобильных дорог (ГНСС - ГЛОНАСС/GPS/Galileo, лазерное/ультразвуковое сканирование, панорамная съемка высокого разрешения, а также разработан ГИС-проект сети автомобильных Московской области. Указанный проект включает комплекс работ по сбору, систематизированному хранению и обработке большого объѐма информации касающейся проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Постоянное обновление информации на основе диагностики и мониторинга позволяет принимать наиболее эффективные решения при выборе мероприятий по ремонту и содержанию.

Кафедрой инженерной экологии разрабатывается Экологическая политика «Российские автомобильные дороги» на период до 2030 г. и проводится постоянный мониторинг загрязнения атмосферного воздуха на дорожно-уличной сети города. Установлены зависимости изменения концентрации загрязняющих веществ от геометрических размеров тоннелей и интенсивности и состава транспортных потоков и их связи с метеорологическими явлениями. Разработаны методики и установлены качественные зависимости влияния уровня загрязнения воздуха на риск возникновения различных заболеваний людей. Совместно с специалистами института катализа Сибирского Отделения РАН созданы прототипы конструкций фотокаталитических очистителей непрерывного действия для использования в автомобильных тоннелях, способных эффективно разлагать окись углерода и восстанавливать окислы азота и углеводороды до безвредных компонентов воздуха.

Специалистами кафедры транспортной телематики совместно с НИИАТ проведено аналитическое обеспечение и подготовка научно обоснованных предложений по разработке современных методов организации дорожного движения в части применения искусственных неровностей и иных методов «успокоения движения». Разработаны отдельные разделы ПНСТ «Интеллектуальные транспортные системы. Косвенное управление транспортными потоками. Требования к координатному размещению средств отображения динамической информации».

Значительные результаты достигнуты в сфере инновационных технологий по мониторингу состояния проезжей части автомобильных дорог. Созданы высокоэффективные средства для измерений прочности конструкций дорожных одежд, ровности и коэффициента сцепления проезжей части. Важнейшие преимущества этих устройств состоят в том, что их применение позволяет судить не только о текущем состоянии объектов, но и делать объективные прогнозы на будущее.

По заказу Правительства г. Москвы году университет изготовил 10 передвижных измерительных комплекса для мониторинга состояния улично-дорожной сети г. Москвы.

Творческим коллективом под руководством член-корр. РАН Приходько В.М. разработаны ультразвуковые технологии и оборудование для обработки кристаллических материалов с целью повышения эксплуатационных свойств деталей транспортной техники, создан комплекс нового поколения оборудования для получения и обработки деталей и узлов транспортного машиностроения с целью повышения их надежности и долговечности. Реализованные на практике технологии с использованием мощного ультразвука в авиа, авто и судостроении позволили обеспечить прорыв в таких направлениях, как получение новых материалов при кристаллизации, упрочнении, обработке сварных соединений и очистке деталей.

Одним из основных итогов этой работы явилась технология получения ряда материалов с высокими эксплуатационными свойствами в процессе их кристаллизации в поле высокоамплитудных упругих колебаний, а именно: конструкционных и инструментальных сталей; высокопрочных алюминиевых и жаропрочных никелевых сплавов, литых композиционн6ых сплавов на основе системы Al-Pb для подшипников скольжения. Технологии внедрены на 11 предприятиях, в том числе Тамбовском заводе подшипников скольжения, ОАО «Ижорский завод», переданы по контрактам зарубежным фирмам “General Electric” (США), “Nipon Light Metal” (Япония), “Posco” (Корея), “Alueswiss” (Швейцария). Работа удостоена Государственной премии Президента Российской Федерации.

В рамках реализуемой программы МАДИ «Системное развитие инфраструктуры МАДИ с целью формирования инновационной среды в автомобильно-дорожном комплексе России по схеме «Университет – технопарк – малые инновационные предприятия – транспортная отрасль», выполняемой по договору с Министерством образования и науки Российской Федерации от «20» сентября 2010 г. № 13.G37.31.0033 создано семь малых инновационных предприятия, которым были переданы на основании лицензионных договоров патенты на изобретения и патенты на полезные модели, которые силами хозяйственных обществ были реализованы в городе Москве. Объем освоенных средств малыми инновационными предприятиями в 2014 году составил более.100,0 млн. рублей. В ходе этих работ на основании разработок университета была отработана технология производства новых перспективных асфальтобетонных смесей. Продолжены работы по мониторингу построенных в 2010 г. опытных участков на МКАД общей площадью 75,0 тыс. кв. метров., в том числе с привлечением созданных по заказу Правительства Москвы передвижных дорожных лабораторий «АДС-МАДИ». 

В отчетном периоде в соответствии с программой-графиком созданы и эксплуатируются на территории Учебно-исследовательского центра МАДИ два испытательных комплекса: «Умная дорога» и «Универсальный испытательный комплекс по испытанию дорожных покрытий», которые были представлены на выставках «Дорога 2010», «Дни малого и среднего бизнеса в России 2011», «20 лет СНГ: к новым горизонтам партнерства», а также в рамках проводимой Конференции Общественного Совета при Росавтодоре, Общественной палаты Российской Федерации на тему

«Повышение эффективности строительства и эксплуатации автомобильных дорог в Российской Федерации» и вызвали значительный интерес у руководства Министерства транспорта Российской Федерации. Данные комплексы позволили провести сравнительные испытания перспективных дорожных материалов и выявить наиболее оптимальные технические решения. Результаты мониторинга за экспериментальными участками, построенными с участием малых инновационных предприятий МАДИ, свидетельствуют о высоких строительно-технических и эксплуатационных показателях свойств полученных материалов, что обеспечивает организацию работ по коммерцилизации полученных результатов. Это касается, прежде всего, серосодержащих композиционных материалов (сероасфальтобетон, серобетон), микроармирующих компонентов для асфальтобетонных смесей (волластонит, микробазальтовая, фибра модифицированная нанофуллеренами), материалов, прошедших механохимическую (ультразвуковую) обработку. Все указанные технические решения оформлены соответствующими патентами и представляют собой инновационную продукцию, нашедшую реализацию в дорожном хозяйстве страны. Пять предложений университета были представлены в Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, который по согласованию с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, признал их целесообразными к реализации.

Разработанный комплекс предназначен для моделирования работы покрытия в условиях, идентичных работе дорожных одежд в реальной конструкции, с возможностью наблюдения за процессом развития различных деформаций на покрытии и изучение закономерностей изменения эксплуатационных характеристик дороги.  Комплекс обеспечивает:

  • моделирование скоростного режима движения транспортных средств;
  • возможность исследования влияния шипованной резины; 
  • возможность исследования воздействия противогололедных реагентов;
  • фиксацию шумности дорожного покрытия;  фиксацию изменения сцепных параметров дорожного покрытия;
  • испытание дорожной одежды на предмет образования колейности;
  • возможность проведения сравнительных испытаний различных материалов.

Представленный комплекс позволяет проводить разные виды исследований:

  • одновременные сравнительные испытания нескольких материалов и/или конструкций дорожной одежды на прочность, износ, колееобразование при воздействии колес автомобилей с шипами и без них;
  • исследование сцепных свойств материалов; 
  • испытание материалов дорожной разметки; 
  • испытания материалов и конструкций деформационных швов;
  • др. исследования.

Более 20 лет МАДИ является одним из ведущих центров России по подготовке высококвалифицированных кадров в области логистики и управлении цепями поставок, выполнению научных исследований и реализации консалтинговых проектов, направленных на развитие и модернизацию транспортно-логистического комплекса нашей страны, в том числе г. Москвы.

В современных условиях устойчивое развитие экономики России, еѐ регионов, крупных городов требует оптимизации логистических затрат на полном жизненном цикле продукции в процессах производства, хранения, транспортировки, сбыта, эксплуатации, послепродажного обслуживания и утилизации. Решение данной задачи невозможно без модернизации материально-технической и технологической базы компаний, использования современной техники и информационных технологий при осуществлении большинства логистических операций. Создание логистической инфраструктуры на качественно новом уровне связано с необходимостью совершенствования методологии подготовки кадров в области логистики за счѐт интеграции экономико-управленческой подготовки и инженерных знаний.

Понимая важность решения этих задач, МАДИ в 2014 г. создал в составе факультета логистики и общетранспортных проблем (ФЛ) Научно-образовательный центр инновационных технологий в логистике (НОЦ-ТЛ). Целью создания НОЦ-ТЛ является содействие модернизации логистической инфраструктуры России, еѐ регионов, формирование нового качественного уровня логистического менеджмента. Центру предстоит решать комплекс задач, связанных с подготовкой кадров в области логистики на основе сотрудничества с высокотехнологическими компаниями и экспертами международного уровня, проведением научных исследований и разработкой консалтинговых проектов, соответствующих мировому уровню.

Созданию НОЦ-ТЛ предшествовала большая работа по формированию состава лабораторий и концепции каждой из них, осуществляемая совместно с ведущими российскими и зарубежными организациями: Координационным советом по логистике (КСЛ), Федеральным союзом логистов Германии (BVL), Институтом организации и автоматизации промышленного производства Общества им. Фраунгофера

(Fraunhofer IFF), а также с экспертным советом, в состав которого вошли представители ведущих компаний, осуществляющих деятельность на российском рынке. В настоящее время НОЦ-ТЛ обладает уникальными возможностями для реализации основных и дополнительных образовательных программ по всем уровням профессионального образования, проведения масштабных научных исследований, проектирования систем и технологий в области логистики и управления цепями поставок на новом качественном уровне.

На базе НОЦ-ТЛ реализуется набор основных и дополнительных образовательных программ в области логистики на уровне высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, в т.ч. программы МВА. Содержание учебного процесса ориентировано на решение актуальных задач бизнеса. Вместе с тем, обучающиеся получают возможность «заглянуть в будущее логистики», освоить наиболее эффективные методы и технологии организации логистических процессов, разрабатываемые ведущими научными организациями и используемые современными высокотехнологическими компаниями. Образовательный потенциал НОЦ-ТЛ доступен широкому кругу потребителей: от студентов, впервые получающих высшее профессиональное образование до руководителей высшего звена бизнес-организаций. Современная лабораторная база НОЦ-ТЛ, профессиональный научный коллектив позволяют выполнять научно-исследовательские работы по целому ряду направлений, актуальных как для органов государственной исполнительной власти, так и для бизнеса: моделирование и управление логистическими системами, разработка и внедрение систем управления и автоматической идентификации, проектирование технологий хранения и грузообработки и др.

НОЦ-ТЛ – один из ярчайших примеров успешного взаимодействия университета и бизнес-сообщества. Значительная часть лабораторного оборудования и информационных систем, используемых в работе Центра, были предоставлены его Партнѐрами на безвозмездной основе. НОЦ-ТЛ сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными компаниями и ассоциациями, являющихся производителями и поставщиками современного технологического оборудования и информационных систем в области логистики и управления цепями поставок.

В 2014 году МАДИ принял активное участие в работах и конкурсах по следующим программам:

  • Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» - выполнялось 4 проекта на сумму 69800 тыс. руб.
  • ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». По данной программе финансировалось 16 проектов на сумму 57170 тыс. руб. 
  • Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» - выполнялось 4 проекта на сумму 19750 тыс. руб.

Конкурс грантов

В конкурсе грантов РФФИ 2014 года получили финансирование 2 гранта (Ярошенко А.М., Котлярский Э.В.) на сумму 610 тыс. руб.

В конкурсе грантов РГНФ 2013 года получил финансирование 1 грант (Тихомиров Е.Ф.) на сумму 525 тыс. руб.

Научные коллективы МАДИ выполняют научно-исследовательскую работу по 10 научным направлениям (научным школам). Результаты этой деятельности представлены в приложении 1 к разделу.

Приложение 1

050402 Тепловые двигатели

По данному научному направлению за последние 6 лет было защищено 7 кандидатских диссертаций, издано 4 монографии, написано 30 статей в в журналах рекомендованных ВАК, получено 12 свидетельств на объекты интеллектуальной собственности, выполнено научно-исследовательских работ на сумму 22447,3 тыс.руб.

020001 Неорганическая химия

По данному научному направлению за последние 6 лет было защищено 1 кандидатская диссертация, написано 6 статей в в журналах рекомендованных ВАК, получено 1 свидетельство на объекты интеллектуальной собственности, выполнено научноисследовательских работ на сумму 11475,5 тыс.руб. Научный коллектив участвовал в 26 международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях.

050301 Технологии и оборудование механической и физико-технической обработки

По данному научному направлению за последние 6 лет было защищено 3 кандидатских диссертаций и 1 докторская, издано 2 монографии, написано 15 статей в в журналах рекомендованных ВАК, получено 21 свидетельство на объекты интеллектуальной собственности, выполнено научно-исследовательских работ на сумму 30721,2 тыс.руб. Научный коллектив участвовал в 18 международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях.

050503 Колесные и гусеничные машины

По данному научному направлению за последние 6 лет было защищено 4 кандидатских диссертаций, издано 4 монографии, написано 46 статей в в журналах рекомендованных ВАК, получено 3 свидетельства на объекты интеллектуальной собственности, выполнено научно-исследовательских работ на сумму 33304,2 тыс.руб.. Научный коллектив участвовал в 13 международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях.

050504 Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины

По данному научному направлению за последние 6 лет было защищено 1 докторская и 14 кандидатских диссертаций, издано 6 монографий, написано 33 статьи в в журналах рекомендованных ВАК, получено 6 свидетельств на объекты интеллектуальной собственности, выполнено научно-исследовательских работ на сумму 12845,3 тыс.руб. Научный коллектив участвовал в 15 международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях.

За разработку новых прогрессивных технологий диагностирования металлоконструкций с использованием интеллектуальных материалов профессору МАДИ Бауровой Н.И была вручена премия Президента Российской

052600 Безопасность деятельности человека

По данному научному направлению за последние 6 лет было защищено 1 докторская и 3 кандидатских диссертаций, издано 2 монографии, написано 32 статьи в в журналах рекомендованных ВАК, получено 2 свидетельства на объекты интеллектуальной собственности, выполнено научно-исследовательских работ на сумму 22168,5 тыс.руб. Научный коллектив участвовал в 16 международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях.

080005 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности 

В том числе: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда)

По данному научному направлению за последние 6 лет было защищено 7 кандидатских диссертаций, издана 1 монография, написано 20 статей в в журналах рекомендованных ВАК, выполнено научно-исследовательских работ на сумму 2216,5 тыс.руб. Научный коллектив участвовал в 1 всероссийской научных и научно-практической конференции.

052210 Эксплуатация автомобильного транспорта

По данному научному направлению за последние 6 лет было защищено 2 докторских и 4 кандидатских диссертаций, издано 1 монография, написано 43 статьи в в журналах рекомендованных ВАК, получено 5 патентов на объекты интеллектуальной собственности, выполнено научно-исследовательских работ на сумму 23904,5 тыс.руб. Научный коллектив участвовал в 12 международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях.

010204 Механика деформируемого твердого тела

По данному научному направлению за последние 6 лет было защищено 2 кандидатские диссертации, издано 2 монографии, написано 32 статьи в в журналах рекомендованных ВАК, получено 1 патент на объект интеллектуальной собственности, выполнено научноисследовательских работ на сумму 26670, тыс.руб. Научный коллектив участвовал в 15 международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях.

052305 Строительные материалы и изделия

По данному научному направлению за последние 6 лет было защищено 9 кандидатских диссертации, издано 6 монографий, написано 20 статей в в журналах рекомендованных ВАК, выполнено научно-исследовательских работ на сумму 21753,8 тыс.руб. Научный коллектив участвовал в 5 международных и всероссийских научных.